Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2024 № 2199-р утверждены Методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и федеральных государственных унитарных предприятий (далее – Методические рекомендации, Рекомендации).
В соответствии с Методическими рекомендациями необходимо разработать, (актуализировать) внутренние документы, регламентирующие порядок разработки и утверждения стратегий развития организации и (или) иных документов, определяющих приоритетные направления деятельности организаций. Предусмотрено применение таких внутренних документов с 1 ноября 2024г. в целях формирования стратегий развития организации с началом периода их действия с 2025 года (или любого последующего года в случае, если действие актуальных стратегий развития, ДПР и (или) иных документов организаций, определяющих их приоритетные направления деятельности, завершается после 2025 года).
Рекомендации распространяются на:
- акционерные общества и ФГУПы (за исключением запланированных к приватизации, находящихся в стадии ликвидации, Спецперечня (за исключением АО, включенных в перечень к Методическим рекомендациям);
- дочерние и зависимые общества организаций (50+ под прямым или косвенным контролем РФ);
- государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании с рекомендацией распространить также на дочерние и зависимые общества, более 50 процентов акций которых находятся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации.
Структура стратегии развитияСтратегия развития в соответствии с рекомендациями определяется как программно-целевой документ организации, являющийся внутренним документом организации, определяющий стратегические цели ее деятельности и пути достижения таких стратегических целей.
Структура (перечень разделов) стратегии развития представлена в таблице.
Процесс разработки и утверждения стратегии развитияОтветственным лицом за разработку, формирование и своевременное представление проекта стратегии развития и проектов ее отдельных разделов для рассмотрения, одобрения и утверждения в установленном методическими рекомендациями порядке является исполнительный орган организации.
Этап 1: Формирование проекта стратегии развития исполнительным органом и предварительное обсуждение нескольких вариантов проекта с комитетом органа управления организации по стратегии (или, в случае его отсутствия, иным лицом или органом, определенными решением органа управления организации).
Исполнительный орган организации формирует проект стратегии развития, состоящий из разделов, предусмотренных структурой стратегического развития, и перед его внесением на рассмотрение в орган управления организации обеспечивает обсуждение комитетом органа управления организации по стратегии (или в случае его отсутствия - иным лицом или органом, определенными решением органа управления организации) нескольких вариантов проекта стратегии развития исходя из следующего:
-
вариант проекта стратегии развития с минимальным риском, который характеризуется гарантированной (безрисковой) устойчивостью деятельности организации, сопряжен с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в течение всего периода стратегического планирования и в составе которого финансовая модель предполагает положительный дисконтированный финансовый результат периода при вероятной реализации всех существенных рисков;
-
нейтральный вариант проекта стратегии развития, который характеризуется умеренным риском деятельности организации, сопряжен с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в течение всего периода стратегического планирования, должен отвечать средним темпам развития мировой и (или) национальной экономики, а также в составе которого финансовая модель учитывает среднеотраслевые значения показателей рентабельности и среднего уровня отраслевых рисков, актуальные на момент утверждения стратегии развития;
-
рискованный вариант проекта стратегии развития, который характеризуется принятием повышенных рисков при формировании финансовой модели и имеет больший экономический эффект для организации, чем иные варианты проекта стратегии развития.
При рассмотрении вариантов проекта стратегии развития комитетом органа управления организации по стратегии (или в случае его отсутствия - иным лицом или органом, определенными решением органа управления организации) необходимо:
-избегать одобрения рискованного варианта проекта стратегии развития, если организация имеет признаки несостоятельности (банкротства) или чистые активы организации меньше ее уставного капитала;
-избегать одобрения нейтрального и рискованного вариантов проекта стратегии развития, если реализация в полном объеме всех рисков, предусмотренных финансовой моделью, может повлечь за собой образование признаков несостоятельности (банкротства) и ликвидацию организации.
Уровень детализации вариантов проекта стратегии развития определяется исполнительным органом организации и должен быть достаточен для принятия органом управления организации взвешенного и объективного решения в процессе рассмотрения и утверждения стратегии развития.
Исключение: В случае если организация является субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, по решению органа управления такой организации проект ее стратегии развития может формироваться в единственном варианте.Этап 2: Орган управления организации принимает решение о выборе варианта проекта стратегии развития организации и о необходимости или нецелесообразности дополнения выбранного проекта разделом "программа приоритетных мероприятий"
Орган управления организации с учетом решения комитета органа управления организации по стратегии (или в случае его отсутствия - иного лица или органа, определенных решением органа управления организации) принимает решение о выборе единственного варианта проекта стратегии развития и необходимости или нецелесообразности его дополнения разделом "программа приоритетных мероприятий" для дальнейшей работы по утверждению стратегии развития.
В случае если органом управления организации принято решение о нецелесообразности дополнения проекта стратегии развития разделом "программа приоритетных мероприятий", исполнительный орган организации обеспечивает дальнейшее рассмотрение и утверждение стратегии развития на основании выбранного органом управления организации варианта проекта стратегии развития без его дополнения указанным разделом.
Этап 2 часть 2: в случае если органом управления принято решение о дополнении проекта стратегии разделом "программа приоритетных мероприятий"
В случае если органом управления организации принято решение о необходимости дополнения проекта стратегии развития разделом "программа приоритетных мероприятий", исполнительный орган организации на основании выбранного органом управления организации варианта проекта стратегии развития формирует проект раздела "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития и перед его внесением на рассмотрение в орган управления организации обеспечивает обсуждение комитетом органа управления организации по стратегии (или в случае его отсутствия - иным лицом или органом, определенными решением органа управления организации) нескольких вариантов проекта данного раздела, сформированных с учетом пунктов 5, 13 - 20 методических рекомендаций.
Исключение: В случае если организация является субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, по решению органа управления такой организации проект раздела "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития может формироваться в единственном варианте.Орган управления организации принимает решение о выборе единственного варианта раздела "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития, используемого для дальнейшей работы по утверждению стратегии развития.
Этап 3: Осуществление процедуры согласования проекта стратегии развития, определенной пунктами 26 – 28 (при участии отраслевого ФОИВ, ФОИВ, осуществляющих права акционера РФ, Минфином России, Минэкономразвития России, в определенных случаях Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также при наличии соответствующего поручения Правительства Российской Федерации для организаций специального перечня (приложение к Методическим рекомендациям) может быть предусмотрено согласование проекта стратегии развития Первым Заместителем или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации).
Этап 4: исполнительный орган организации в сроки, определенные решением органа управления организации, но не ранее чем через 10 рабочих дней со дня направления в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти информации, указанной в
абзаце втором пункта 26 методических рекомендаций, представляет в орган управления организации итоговый проект стратегии развития в целях его утверждения в установленном порядке и в сроки, с приложением комплекта материалов, содержащего в том числе:
-копию методических рекомендаций;
-копии решений органа управления организации, принятых по итогам рассмотрения вопроса о выборе единственного варианта проекта стратегии развития, выборе единственного варианта раздела "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития или нецелесообразности включения этого раздела в состав стратегии развития;
-копии позиций заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представленных в соответствии с
пунктом 25 методических рекомендаций, а также справочную информацию о результатах учета таких позиций при подготовке исполнительным органом организации итогового проекта стратегии развития - в случае, если организация является организацией специального перечня;
-копии позиций финансовых органов субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о поддержке отдельных мероприятий стратегии развития, представленных в соответствии с
пунктом 27 методических рекомендаций, - в случае, если источником финансирования таких мероприятий являются средства бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов;
-копию решения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе о согласовании стратегии развития - при наличии поручения Правительства Российской Федерации, указанного в
пункте 28 методических рекомендаций;
-иные справочные материалы, необходимые для принятия органом управления организации взвешенного и объективного решения при рассмотрении и утверждении стратегии развития.
Этап 5: Утверждение органом управления организации стратегии развития на период стратегического планирования в срок не позднее 31 марта первого года периода стратегического планирования.
Этап 6: Стратегия развития с копией решения органа управления организации о ее утверждении (корректировке (актуализации) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения (корректировки (актуализации) размещается в установленном порядке организацией на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется:
-в отношении всех организаций - в отраслевой орган;
-в отношении всех организаций специального перечня - в Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
При наличии в составе стратегии развития информации ограниченного распространения на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается только копия решения органа управления организации об утверждении (корректировке (актуализации) стратегии развития.
Порядок и условия корректировки (актуализации) утвержденных стратегий развития организаций предусмотрен пунктами 31-32 Методических рекомендаций.
Стратегия развития дочернего общества организацииСтратегия развития дочернего общества организации утверждается органом управления такого дочернего общества не позднее 31 марта первого года периода стратегического планирования.
Порядок разработки и утверждения стратегии развития дочернего общества организации и порядок корректировки (актуализации) стратегии развития дочернего общества организации устанавливаются организацией самостоятельно.
Стратегия развития дочернего общества организации может не утверждаться в случае, если стратегия развития организации формируется по консолидированной группе (с учетом деятельности дочерних обществ), финансово-хозяйственная деятельность дочернего общества организации интегрирована в стратегию развития организации и дочернее общество организации является ответственным исполнителем по отдельным мероприятиям раздела "программа приоритетных мероприятий" стратегии развития.
Процедуры контроля за исполнением стратегии Раздел IV Методических рекомендаций содержит информацию об осуществлении процедур контроля за исполнением стратегии развития.
В соответствии с нормами данного раздела орган управления организации обеспечивает контроль за исполнением стратегии развития при рассмотрении ежеквартальных отчетов исполнительного органа организации, если подготовка такой отчетности предусмотрена учредительным документом организации или другим внутренним нормативным документом организации, и при утверждении (в том числе предварительном) годовых отчетов организации (докладов о финансово-хозяйственной деятельности предприятия).
В отношении организации и обеспечения контроля за исполнением стратегий развития дочерних обществ порядок раскрытия информации об утверждении (корректировке / актуализации) стратегий развития устанавливается организацией самостоятельно.
В случае если организация является акционерным обществом (или ФГУПом перечня от 20 июня 2011 г. N 1060-р), реализация стратегии развития организации и выполнение ключевых показателей эффективности в составе стратегии развития организации подлежат ежегодной оценке:
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, - в случае, если организация включена в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень организаций, реализация стратегий развития и выполнение ключевых показателей эффективности в составе стратегий развития которых подлежат ежегодной оценке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
- аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), привлекаемой (привлекаемым) по результатам конкурентных закупочных процедур путем заключения соответствующего договора, на основе технического задания, одобренного органом управления организации и подготовленного в соответствии с типовым стандартом такой оценки, одобренным поручением Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, курирующего вопросы государственной политики в сфере корпоративного управления, - в иных случаях.
Примечание: имеются директивы 4955п-П13 от 17.07.2014, где также предусмотрено проведение аудита реализации ДПР.